ЗАБАВНЫЕ НОВОСТИ

Главная Статьи Ссылки Контакты

  Обзор систем навигации. СДАЕМ КАРТЫ

28.06.2005 11:57 
| "За рулем" (www.zr.ru)
НАВИГАЦИЯ ж. - знание определять точку, место корабля на карте и прийти оттуда лучшим путем в назначенное место. В.И. Даль

Время карты и компаса прошло, давно уже закатилась пора секстантов, буссолей, астролябий и бородатых штурманов. Ныне дело идет к тому, что заблудиться станет вовсе невозможно. С тех пор, как по орбитам полетели спутники системы NAVSTAR, а значение аббревиатуры "Джи-Пи-Эс" (GPS) перестало нуждаться в пояснении, ориентирование на местности без участия интеллекта стало доступно не только американскому солдату, но и вполне гражданским персонам во всем мире. Но знать свои координаты - еще не значит попасть в нужное место. И хотя сигналы со спутников принимаются повсюду, навигационные системы в России пока что не работают.

НАВИГАЦИЯ ИЛИ НИФИГАЦИЯ?

Чтобы раскусить всю прелесть настоящей системы навигации, нужно хоть раз увидеть ее в действии. К примеру, скажем, едет фрау Штольц из Ганновера в Гармиш-Партенкирхен и при этом знает только, что это - курортный городок где-то в Альпах и что у нее там на уик-энд заказана циммер у фрау Мюллер. А какой автобан туда ведет и как найти тот самый пансион фрау Мюллер, и даже то, что Гармиш и Партенкирхен - это два разных городка, она и понятия не имеет, поскольку никогда в жизни там не бывала. И атласа у нее тоже нет. Зато есть монитор, показывающий участок дороги, на котором фрау находится. Красная ниточка вдоль паутины дорог - это маршрут. Не просто, заметим, маршрут, а определенный. Можно кратчайшим путем по автобанам, можно по живописным сельским дорожкам, можно в обход больших городов, чтобы не застрять в пробке... А стрелки подсказывают, в какую сторону фрау движется в данный момент, где ей нужно свернуть вправо-влево и все такое. И настолько точно монитор функционирует, что может довезти фрау до нужного ей пансиона и до ближайшей стоянки с ним рядом... Смотреть на дисплей не обязательно - есть голосовое сопровождение, которое заранее напомнит о предстоящей развязке.

С такой системой фрау может доехать куда угодно - хоть в Венецию, хоть в Амстердам. Даже диски можно не менять - на один DVD теперь вся Европа помещается. Но, как в сказке Шарля Перро, на подходе к границам государства российского карета превращается в тыкву, а навигатор - в "нифигатор". И заказывать для России иномарку с такой опцией не вполне разумно.

Почему? Потому что карт нашей с вами местности пока не существует в природе. То есть карты имеются, но GPS-приемник с картой - это еще не навигатор. Для полноценной системы необходима не просто карта, а полная информация о движении по полосам, дорожной разметке, форме перекрестков, типах дорог и запрещенных маневрах. Навигатор должен объяснять, как и куда ехать, а не отмалчиваться - мол, ищи сам!

Впрочем, возможно, что ситуация все же изменится. Но об этом - чуть позднее.

МЕТОД ДЕДУКЦИИ

Итак, от общего - к частному. Житель Москвы или ближайшего Подмосковья может приобрести себе забавную "игрушку" - автомобильный мультимедийный компьютер "Carman i" типоразмера 2 DIN. Помимо привычного "набора" вроде тюнера и "вседискового" проигрывателя, такой аппарат оснащен русифицированной системой навигации по Москве и области. Подключаете к слоту флэш-карту с программой автомобильной навигации Pocket GPS Pro - и, в общем-то, все: можно ехать.

Еще одно решение задачи непосредственно с автомобилем не связано, но именно оно на сегодня самое демократичное. Карманные компьютеры-"наладонники", работающие под управлением Windows Mobile (в простонародье - "покеты"), хоть и не обладают популярностью мобильных телефонов, но давно перестали быть экзотическими аксессуарами в руках бизнесменов. Вместе с GPS-приемником и программным обеспечением их цена от 500 долларов выглядит более чем аппетитно. Тем более, что сам компьютер, сочетающий в себе отличный органайзер и универсальное мультимедийное устройство, вы получаете как бы "бесплатно". За универсальность придется расплачиваться некоторым неудобством пользования: нужно купить специальный крепеж на "торпедо" и смириться с небольшим и неярко подсвеченным экраном. Кроме того, не стоит забывать устройство в салоне, дабы, вернувшись, не обнаружить разбитое стекло и пропажу любимца.

Мобильные телефоны, едва научившись хранить телефонную книжку, теперь стремительно умнеют. Некоторые из них, получив почетное звание "смартфонов", почти не уступают "наладонникам". Соответственно, навигация им тоже доступна - требуется лишь установить соответствующую программу. Путаться в проводах не надо: GPS-приемник подсоединяют через "блютуз" - это уже стало привычным для многих. В России, правда, полноценной навигации все равно не получится - нужны карты, а их, как уже говорилось, нет.

НИТЬ АРИАДНЫ

Сам по себе GPS-навигатор - мечта грибника. Входишь в незнакомый лес, нажимаешь кнопочку и бредешь куда хочешь. Ищешь грибы, периодически нажимая на ту же кнопочку. А когда захочется обратно, достаешь прибор и смотришь, какую хитрую кривую ты протоптал по чащобе. Заодно прикидываешь, как пойдешь обратно: можно тупо повторить собственный маршрут или "срезать" напрямую, рискуя попасть в болото или на саперный полигон - как повезет.

Такой навигатор будет работать где угодно - хоть в Сибири, хоть в Тихом океане. Более того, в "продвинутые" модели ценой выше 300 долларов можно подгрузить электронную карту местности - вышеупомянутая хитрая кривая наложится на конкретные шоссе, здания и железные дороги. Но в условиях реального города все это - лишь эффектная электронная замена обычной бумажной карте. Прокладывать маршрут, а уж тем более подсказывать, через сколько метров нужно взять правее, такая система не умеет. Пока.

НЕ ДЖИ-ПИ-ЭСОМ ЕДИНЫМ!

Что вы заладили - GPS, GPS! Чтобы знать свое месторасположение, американские спутники... не нужны! Операторы сотовой связи предлагают такую услугу, как "мобильное позиционирование". Если есть с собой мобильный телефон, то вычислить ваше или чужое расположение с точностью до нескольких десятков метров нетрудно. Это на порядок хуже, чем с GPS, но вполне сойдет... Просто отправляете SMS (эс-эм-эску) и получаете сведения, например, что ваш оболтус вместо школы просаживает карманные деньги в компьютерном клубе через дорогу, а жена почему-то совсем не в парикмахерской... Точность, конечно, не снайперская, но сделать оргвыводы очень даже позволяет. Гигабайт памяти для карты не нужен - оператор загрузит вам только маленький кусочек с нужной частью города.

За рубежом есть и более продвинутые сервисы - сами операторы мобильной связи предлагают "пошаговую" навигацию на любом мало-мальски современном "мобильнике". Выберите пункт назначения, транспортное средство (машина, пешком, на велосипеде), и по мере вашего движения на экране будут появляться советы, как добраться в интересующее место.

ЧТО ИЗМЕНИТСЯ?

Один из крупнейших в мире производителей карт для автомобильных навигаторов, компания "Теле Атлас", добрался и до нашего рынка. Уже представлена карта Москвы, к концу года обещают Санкт-Петербурга. Российский партнер "Теле Атласа" - компания "Навигационные карты" получила все необходимые разрешения и работает совместно с "Роскартографией". Конечно, пользователям придется платить за карты, но хочется надеяться, что результаты будут того стоить. Главное, что встроенные GPS-навигаторы больше не будут мертвым грузом в автомобиле. Кто знает, может, фрау Штольц заедет и к нам?

Михаил Колодочкин, Анатолий Фомин







  • Fiper.ru © 2005-2014. Все права защищены.