ЗАБАВНЫЕ НОВОСТИ

Главная Статьи Ссылки Контакты

   Увидеть Москву и жить дальше

27.06.2005 11:39
| Газета.ru
Открылась "Серебряная камера" - выставка-конкурс фотографий о Москве, в котором можно победить, даже не выставляясь

Любой мегаполис - это не только конгломерат строений и людей, но и бездонная бочка ассоциаций. Можно научиться ориентироваться в Москве, но невозможно совместить в голове все образы, Москвою рожденные. Вряд ли здесь, по крайней мере в центре города, найдется вид, который бы ни разу не оказывался в прицеле фотоаппарата, однако жанр столичного репортажа неисчерпаем в принципе. Соответственно, не переводятся люди, снующие по городу в поисках визуальных приключений - кто с "цифровиком", кто с "мыльницей", кто по заданию редакции, кто по собственной неуемности. А раз уж они все равно километрами пленки и гигабайтами памяти Москву запечатлевают, довольно логично вынести результаты на суд общественности.

Можно назвать тридцать три причины, по которым конкурс "Серебряная камера" рисковал бы остаться со спонсорской поддержкой и патронатом правительства Москвы, но без зрителей. Пожалуй, этой проблемы удалось избежать - конкурсная выставка пользуется популярностью, а лауреатство довольно престижно. Пятая "Серебряная камера", только что открывшаяся в Московском Доме фотографии, демонстрирует уверенность в себе.

Среди анонимных конкурсантов, скрывающихся за шифрами вроде 04ск2215, нетрудно обнаружить матерых профессионалов, что избавляет мероприятие от устойчивого привкуса дилентатизма. Собственно, нет никаких возражений против фотолюбительства, и к рассмотрению на "Серебряной камере" работы принимаются без ограничений, но какая была бы скучища - лицезреть вереницы безнадежных потуг. Поскольку основная их часть отсечена на этапе предварительного отбора, зрелище оказывается вполне приличным по классу. Даже неудачные проекты вызывают здесь не зубную боль, а легкое разочарование: мол, ничего, надо еще подумать, поработать - и всё получится.

Нынешний конкурс сохранил три свои традиционные номинации - "Архитектура", "События и повседневная жизнь", "Лица". Под такую классификацию подпадает практически любая фактура, так что фантазию претендентов ничто не сковывало. Кроме, разумеется, внутренних установок. Поскольку в чести по-прежнему концептуальный подход, то многое зависит не от репортерской удачи, а от правильно выбранного дискурса. Шаблонность некоторых решений подчеркивается тем, что у разных авторов попадаются почти одинаковые кадры - скажем, мирно сопящие малютки в серии "Тихий час в детском саду N 62" мало чем отличаются от сонных обитателей "Приюта". Или другой распространенный шаблон - упорное отыскивание какого-нибудь одного цвета, красного или синего, в пестрой городской среде. Такие формалистические проекты выглядят, как правило, эффектно, но уж очень изношенная в них пружина.

Про бесконечные отражения в витринах и говорить нечего - кажется, нет более заезженного мотива, а люди все равно снимают, снимают, снимают...

Впрочем, концепт не теряет способности преподносить привычное в неожиданном ракурсе. Весьма забавно, скажем, натолкнуться на серию "Город восходящего солнца", где концентрация вывесок с японскими иероглифами приводит к эффектному недоразумению - вроде Москва, а вроде и Токио. Или взять подборку "Щиты для рекламы": оказывается, если не скользить взглядом по примелькавшимся билбордам, а забраться под их основание или хотя бы исследовать с тыла, можно обнаружить крайне загадочные объекты из области научной фантастики.

Вообще, героями фотосессий могут оказаться любые предметы, явления, персонажи - от обитателей "обезьянника" в ОВД "Южное Тушино" до заграничных визитеров вроде Квентина Тарантино и Пласидо Доминго. В стенах МДФ город живет своей рутинной или, напротив, экстремальной жизнью: полыхает "Манеж", маршируют кремлевские курсанты, тренируются юные гимнастки, трапезничают на асфальте многодетные таджики, исправно несутся куры на подмосковной птицефабрике, не догадываясь о грядущей аварии на подстанции "Чагино"...

В принципе, здесь много такого, что в условиях "стерильной" экспозиции не должно было бы соседствовать просто по логике, но ведь пульс мегаполиса не подчиняется метроному. Если и произойдут на выставке в дальнейшем какие-то изменения, то вовсе не из желания усовершенствовать ее структуру. Дело в том, что лауреатов назовут еще до закрытия показа, и поскольку жюри оперирует всеми принятыми заявками, то нельзя исключить, что победителем окажется кто-то, кого на выставку не взяли. От себя добавим: вряд ли. Но теоретически возможно. Кроме трех гран-при, по 5 тыс. у.е. каждый, будут разыграны еще и спонсорские награды - приз зрительских симпатий, премия лучшему молодому фотографу и т.п. О результатах, как станут известны, обязуемся сообщить.

"Серебряная камера". В Московском Доме фотографии (Остоженка, 18) до 24 июля.

Велимир Мойст







  • Fiper.ru © 2005-2017. Все права защищены.