ЗАБАВНЫЕ НОВОСТИ

Главная Статьи Ссылки Контакты

  На нас смотрят

20.05.2005 10:13 
| "Новые известия"
Реалити-шоу остаются одним из самых востребованных телепродуктов

Недавняя российская премьера проекта "Большой брат" на канале ТНТ открыла новый виток моды на реалити-шоу. Однако, как показывает практика, попадая на российскую телевизионную почву, западные программы перерождаются. И то, что европейцы и американцы считают тяжким испытанием, российские телезрители часто воспринимают как невиданную роскошь. Но и те, и другие обожают подглядывать в замочную скважину.

Реалити-шоу "За стеклом", "Русское чудо", "Последний герой", "Голод", "Десять негритят", "Дом", "Большой брат". Первые названия уже порядком подзабылись. Последние - на слуху у всех, даже у тех, кто не является "потребителем" передач такого жанра.

Почему этот заморский тип телепродукции так быстро и вольготно обосновался в России? Все очень просто: реалити-шоу - это ностальгия по коммунальным склокам у людей пожилых и то, что называется емким словом "прикольно" для представителей нового поколения. Действительно, подсмотреть скандал между влюбленной парочкой - ностальгично; понаблюдать, как будут вести себя люди, добровольно позволившие сковать себя наручниками на четыре дня, - прикольно.

"Прикольно" - оно и в Америке, и Европе "прикольно", а вот объяснить бешеную популярность реалити-шоу среди людей среднего возраста в благополучном и сытом дальнем зарубежье, где не знавали специфику коммуналок, трудно. Вероятно, срабатывает главная слабость человечества - любопытство. А возможно, затаенная радость, если у других все плохо, и некоторый налет разочарования, если у других все хорошо. Но дело не только в этом. Согласно исследованиям социологов, в развитых странах наблюдается повальная эпидемия так называемого аппаратурного вуайеризма, т.е. подглядывания за знакомыми и незнакомыми людьми с помощью видеоаппаратуры. Нет, цивилизованные американцы и европейцы делают это не с целью шпионажа, а так - для души. В Японии в последнее время это стало проблемой национального уровня: не проходит и дня, чтобы в полицию не поступило несколько заявлений от рядовых граждан о том, что в шкафу спальни или в ванной комнате они обнаружили мини-камеры. Видимо, народ там настолько разучился общаться друг с другом, что устраивает круглосуточное реальное телевидение для себя собственными силами.

Любопытство - это хобби

Первым глобальным опытом подглядывания в России стал проект "За стеклом" на ныне почившем телеканале ТВ-6, прототипом которого, на самом деле, был "Большой брат", запустившийся сейчас на ТНТ. В 2005 году круг замкнулся, а в 2001-м по поводу этого реалити-шоу разгорались нешуточные страсти и в России, и не в России. К примеру, один из участников польской версии шоу был вывезен с места съемки прямиком в психиатрическую больницу с диагнозом: тяжелый нервный срыв. А откровенные кадры российской версии потрясли тогда еще не искушенного отечественного зрителя. Кстати сказать, польские друзья тогда боролись за сумму в один миллион злотых, что составляло четверть миллиона долларов, тогда как наши герои мечтали лишь о собственной квартире.

Что касается "Большого брата", не прекращающего своего успешного путешествия по телеканалам мира с 1996 года, то несколько дней назад британские зрители были шокированы сценой нешуточной драки между участниками программы. Впервые за всю многолетнюю историю этого реалити-шоу техническому персоналу пришлось войти внутрь помещения, где жили герои, чтобы разнять дерущуюся до крови и членовредительства молодежь. Ребята дошли до такого исступления, что кидали друг в друга мебель. Трансляция прекратилась на полтора часа - событие поистине невиданное! Но и это не самое интересное: "Большой брат" достиг границ стран Ближнего Востока. На острове Амвадж в Бахрейне был специально выстроен дом, приспособленный для проживания лиц мусульманской веры: четкое разделение на женскую и мужскую половины, молельная комната. Здесь компания подобралась весьма любопытная: не снимающий даже по ночам солнцезащитные очки Абдул из Саудовской Аравии, некий ювелир из Иордании, тренер по карате из Кувейта, музыкант из Ирака, девушка, никогда не расстающаяся с головным платком, ливанец Башар, который привез с собой двадцать пар брюк, и неожиданный Майкл, танцующий сальсу. Организаторы восточного "Брата" учли все пожелания, связанные с законами мусульманского мира, но, как нетрудно догадаться, дело не обошлось без выражения недовольства фракции исламистов в парламенте Бахрейна. Посмотрим, как будут развиваться события в российском варианте.

Игры на выживание: кто кого выживет

Американский проект Survivor (дословно - "оставшийся в живых") вдохновил россиян на выпуск "Последнего героя" - самой дорогой на то время программы отечественного ТВ, которая обошлась Первому каналу в 3,5 млн. долларов. Победитель первой части шоу получил три миллиона рублей, его коллега, для сравнения, из австралийской версии - один миллион долларов. Более чем в тридцати странах транслируются собственные версии Survivor и сегодня. Внешний антураж и правила неизменны, но национальный колорит, естественно, везде свой. Для американцев, к примеру, выжить неделю на необитаемом острове без горячей воды и гамбургеров - чистой воды экстрим. Для россиян же, у которых горячей воды порой не бывает дома, когда за окном -25 градусов, неделя на Карибском море - дорогой отдых. Для нашего брата выживать соседей (правда, не по коммуналке, а по острову) - одно удовольствие.

Не случайно ведь тема соседей для нашего ТВ оказалась самой выигрышной. В данный момент наиболее раскрученным реалити-шоу в России является "Дом-2". Бесконечные перипетии взаимоотношений жильцов "Дома" оказались так близки сердцам зрителей канала ТНТ, что шоу продолжается по сей день в режиме ежедневного вещания, несмотря на то что финал был запланирован на ноябрь 2004 года. Надо сказать, что "Дом" оказался для ТНТ проектом, который сильно повысил рейтинг канала в целом. И, по апрельским данным компании Gallup Media Russia, доля проекта "Дом-2" составляла 12,5% (в конце 2004 года - 6-6,5%), а сам ТНТ по рейтингу популярности (не без помощи "Дома") среди телеканалов занимает почетное пятое место, пропустив вперед лишь ОРТ, РТР, НТВ и СТС. Особо надо отметить, что реалити-шоу "Дом" и "Голод" являются авторскими форматами ТНТ.

Секс-шоу улиток

Но, конечно, то разнообразие реалити-шоу, которое существует за рубежом, пока и не снится ни российским производителям, ни нам - зрителям. Только на британских телеканалах ежедневно показывается порядка двадцати подобных шоу. Более того, там есть даже реалити-шоу, пародирующие... реалити-шоу. К примеру, в конце прошлого года комедийный канал UKTV G2 параллельно с серьезным и очень популярным проектом "Я - знаменитость! Заберите меня отсюда" (нечто напоминающее "Последнего героя") запустил программу "Я - знаменитая улитка! Оставьте меня здесь", где с ролью "героев" блистательно справились гигантские африканские улитки. Остроумные англичане не просто переделали название "I.m a Celebrity... Get Me Out of Here!" в "I.m A Shellebrity - Keep Me in Here!", но сделали прибыльное утреннее шоу (в России подобные проекты приберегают на вечерний прайм-тайм, где расценки на рекламу самые высокие).

Всем героям-улиткам дали имена: Липучка Коуэлл, Улиточка Томпсон, Слизняк Портер, Кэрол Скользкая, Джимми Слизь, Лентяй Уинтон и Ми-Шел Коллинз. В течение 11 дней персонажи соревновались в скорости поедания листьев салата, в "беге" на 100-миллиметров и в "борьбе панцирей". Но самое забавное, что, как бы пародируя "застекольных" людей, улитки с удовольствием совокуплялись, не подозревая, что вызывают этим неподдельный восторг десятков тысяч прямоходящих мимо приматов.

В США к реалити-шоу подходят без доли иронии. Там подобные программы возникают по любому поводу и на любую тему. К примеру, в Airline ("Авиалиния") бесконечно показывается жизнь аэропорта. Одним из заданий участникам, изображавшим пассажиров, было сесть в самолет без билетов и документов. Причем на удивление напуганной террористами Америки, герои это задание выполнили. Интересно, прошел бы этот номер в России.

В отличие от нашей страны, в США практически все население не мыслит жизни без авто. Так что эту тему "индустрия подглядывания" не смогла проигнорировать. В шоу Amaizing Race ("Необычные гонки") несколько автомобилей с незнакомыми друг с другом людьми за рулем отправляются в путь по небольшим городкам южных штатов. Машины ломаются, люди раздражаются. В этом шоу было сыграно несколько свадеб в прямом эфире, поскольку процесс смены колес и общей злобы на устроителей гонок объединяет. Ну, а содержание действа под названием Boy meets Boy ("Парень встречает парня") в особой расшифровке не нуждается.

Есть и более наполненные смыслом проекты, которые хотелось бы увидеть на российском телевидении. Реалити-шоу Classroom ("Класс") - один из них. На Первом канале давно идет телеигра "Умницы и умники", которая всем знакома. Что-то подобное представляет из себя и Classroom с той разницей, что подростки отвечают на вопросы, связанные с мировой историей, литературой, юриспруденцией, искусством и пр., не дяде-ведущему, а друг другу по Интернету. Участники находятся в разных городах и штатах США и в определенное время выходят в Сеть, чтобы пообщаться на интеллектуальные темы. Наиболее успешные эрудиты получают солидные гранты на дальнейшее образование. Для России подобный проект, где сочетается духовное развитие тинейджеров с незаменимым для них атрибутом - компьютером, актуален как никогда. Именно сейчас, когда наблюдается значительный спад интереса молодежи к литературе, истории и процессу чтения как такового.

Реалити-шоу прочно вошли в сетку вещания отечественного ТВ и вряд ли скоро из нее выйдут. Они могут нравиться и, напротив, раздражать, выворачивая наружу все особенности человеческой натуры во всей ее неприглядности. На то они и реалити-шоу. В любом случае, рейтинг подобных программ всегда будет достаточно высок, потому что мы любим подглядывать, даже если и не признаемся себе в этом.







  • Fiper.ru © 2005-2014. Все права защищены.