ЗАБАВНЫЕ НОВОСТИ

Главная Статьи Ссылки Контакты

  "Блог" - слово 2004 года

18.01.2005 10:01 
| Независимая газета
У нас в стране никто так и не придумал, как продавать эти странные "туры по сети"

Как сообщило агентство Би-би-си, издатели американского словаря Merriam-Webster назвали главным словом 2004 года слово "блог" (blog). По некоторым оценкам, количество блогов в интернете приближается к 5 млн. и новый блог создается каждые 5,8 секунды.

Изначально слово "веблог", появившееся в конце 1997 года, означало "регулярно обновляемый сайт, где публикуются ссылки на интересные материалы в интернете с комментариями к этим ссылкам". По словам одного из первых западных веблоггеров Дейва Вайнера, это было "нечто вроде тура по сети с известным человеком в роли гида".

Самое забавное, что в русскоязычном интернете расцвет веблогов начался и закончился еще до того, как до нас добрался этот заграничный термин. Первые выпуски веб-обозрения "Паравозов-News" Александра Гагина появились в сети в ноябре 1996-го. Вскоре начали выходить "Вечерний интернет" Антона Носика и "Где деньги лежат" Леонида Делицына, "Наблюдения КаДеткиной" Артемия Лебедева и "Русские кружева" Александра Житинского, "Сеновал" Сергея Кузнецова и "Мистика" Дарьи Телегиной, "Бессрочная ссылка" Романа Лейбова и "Невод" Насти Грызуновой. К концу 1997 года русскоязычных веб-обозревателей было уже несколько десятков.

К 2003 году, когда веблог сделался массовой игрушкой, большинство западных периодических изданий уже освоили интернет. Они быстро оценили силу веблога как альтернативного СМИ, которое зачастую работает оперативней классических и к тому же легко "взламывает" мифы официальных новостей. Начинаются скандалы, запреты на разглашение корпоративных тайн в веблогах - а затем "легализованное" освоение этой технологии ведущими поставщиками новостей, включая СNN и BBC.

Однако хороший журналистский веблог по-прежнему остается "штучным товаром" - как, впрочем, и хороший журналист. Зато в руках массового пользователя та же машинка начинает применяться совсем не так, как определялось изначально. В результате и само определение меняется. В конкурсе Weblog Awards до 2003 года от дневника-веблога требовалось наличие ссылок на другие сайты. Но в 2004 году тот же конкурс определяет веблог лишь "как страницу с датированными записями". Ходить по сети для веблоггера стало необязательно.

Еще хитрее определение в конкурсе "Best of The Blogs-2004" от "Немецкой волны". Здесь, помимо наличия записей в обратном хронологическом порядке, от веблога требовалось в первую очередь давать читателю "возможность вносить свои комментарии". И только после этого говорится про ссылки на внешние источники как необязательный элемент ("в идеале"). Таким образом, даже конкурс журналистских веблогов учит нас, что коммуникация отныне важнее, чем информация. The media важнее, чем the message.

Но при такой расстановке приоритетов мы получаем явление, которое в общем-то противоположно целям журналистики. Если гиперссылки классических веблогов разворачивали вектор внимания наружу, к поиску чего-то нового и уникального, то теперь вездесущая кнопка "комментировать" ведет всех в обратную сторону - внутрь, на тот же сайт, к обмену примитивными знаками внимания в рамках известного сообщества. Увы, но именно в таком "обезьяньем" виде, через типовую общагу "живого журнала" веблоги и вернулись в начале XXI века в российский интернет, где стали основным интернет-развлечением скучающих офисных работников (СОР).

О нет, я вовсе не против сетевых поглаживаний, электронных причмокиваний и прочих радостей дистанционного общения. Чем бы СОРы ни тешились, лишь бы не вешались в своих офисах, где и так душно. Но раз уж "Немецкая волна" решила поискать у нас журналистские веблоги, то придется признать - их, как заметного и самостоятельного явления, в российском интернете нету.

Может быть, именно поэтому при чтении новостей хайтека даже в очень приличных СМИ я регулярно натыкаюсь на "сенсации", свежесть которых исчисляется многими месяцами или даже годами. Откуда я об этом знаю? Да из своего веблога, который помнит соответствующие ссылки и цитаты. Для этого он и нужен мне как журналисту. Вы слышите меня, бандерлоги?

Алексей Андреев







  • Fiper.ru © 2005-2017. Все права защищены.