ЗАБАВНЫЕ НОВОСТИ

Главная Статьи Ссылки Контакты

   Школьникам опять велено подражать Павке Корчагину

9.09.2004 13:04
| "Новые известия"
Как закаляют детей

В честь 100-летия Николая Островского столичный Департамент образования проводит месячник, посвященный писателю и его некогда хрестоматийному роману "Как закалялась сталь". Во всех школах Москвы состоятся открытые уроки, объявлен детский творческий конкурс "Николай Островский - героический образ мужества и служения Отечеству". Власти города задумали масштабное переиздание книг Островского и выпуск серии брошюр "Богатыри духа" о людях "корчагинской судьбы". Как ни относись к роману Островского - налицо пропагандистская кампания, выдержанная в образцовом советском духе.

По словам заместителя руководителя Департамента образования Владимира Моисеенко, "в определенное время по причинам, связанным с изменениями идеологии", исчезли многие замечательные произведения, которые составляют основу нашего государства. К таким относятся и книги Островского. Задача департамента - вернуть цельный и мужественный образ писателя и его литературного героя Павки Корчагина нынешним молодым поколениям. Первые шаги для этого уже предприняты: книга "Как закалялась сталь" вновь включена в школьную программу, правда, пока только для факультативного изучения. Департамент решил не останавливаться на достигнутом и поголовно-принудительно разъяснить нашей детворе, как надо правильно закаливать сталь.

Для начала - проведя экспериментальный месячник. Нет, вообще-то в детстве подражать обязательно кому-нибудь нужно. Тем более что детям хочется подражать. Например, Гарри Поттеру. Или его доморощенному клону Тане Гроттер. Но Гарри с Таней маги и чародеи, машут своими волшебными палочками в мире виртуальном, а не в том, где тебе не положено поздним вечером шляться по улицам.

В том и заключается педагогический казус, что детям не хочется брать пример с живых людей, тем более со взрослых. Не зря в каждом классе есть заводилы, которые получают на уроках чаще всего тройки, при этом витальная сила из них так и прет.

Павел Корчагин, справедливости ради, никогда не служил школьникам примером для подражания. Во-первых, подражать ему в буквальном смысле затруднительно: для этого следует оказаться прикованным к постели. А во-вторых - и именно в этом убедительность книги Островского, - опыт автора и его героя уникален. Корчагин - герой романтический, из той же породы литературных персонажей, что и Дон Кихот, Робинзон Крузо, Пьер Безухов и Родион Раскольников. Но прийти в осмыслении своей судьбы к тому, к чему пришел каждый из них, следуя за ними шаг за шагом, - невозможно. Результат, скорее всего, будет прямо противоположным. Прозрение Безухова может обернуться конформизмом, раскаяние Раскольникова - крокодиловыми слезами "братка". Поэтому историю Корчагина сегодня, когда книга перестала насаждаться, подобно картошке во времена Екатерины Великой, возможно читать лишь иносказательно. С поправкой на то, что "Как закалялась сталь" - всего-навсего книжка, а никак не "инструкция по применению".

Дяди и тети, ведающие образованием в правительстве Москвы (с них берут пример уже и в других городах), похоже, придерживаются обратного мнения. С поправкой на сложности "переходного периода". Никто не собирается учить ребятню крошить врага вострой шашкой, как завещал великий Павка. Речь идет о школе жизни, точнее, выживания. Первый заместитель мэра в правительстве Москвы, руководитель комплекса социальной сферы Людмила Швецова заявила в канун 1 сентября: "С момента выхода романа "Как закалялась сталь" люди с ограниченными возможностями здоровья, попав в трудные ситуации, по примеру Корчагина учились жить и преодолевать испытания".

Уже не знаешь, смеяться или плакать.

Любопытно, что московский Департамент образования вольно или невольно следует принятому чуть раньше директивному документу за подписью члена Государственной думы РФ Г. А. Зюганова: "Президиуму ЦК КПРФ, республиканским, краевым, областным и городским отделениям КПРФ торжественно отметить 100-летие со дня рождения писателя-коммуниста Николая Островского. Провести литературные вечера, читательские конференции и собрания".

Короче, взялись мы, наконец, за воспитание подрастающего поколения. Вся надежда на него, невоспитанного. Потому что любое грубое и неумное действие в педагогике рождает противодействие.

А если говорить о книжках советских писателей, изъятых из школьных программ, то куда полезнее нашим детям перечесть рассказ Пантелеева "Честное слово" о мальчике, назначенном в ходе игры в "войнушку" часовым и не покинувшем поста, когда друзья, забыв про него, разбежались по домам. Или рассказ Льва Кассиля "Держись, капитан" о другом мальчике, вратаре школьной футбольной команды, потерявшем ногу во время самой настоящей войны и снова вышедшем на поле, с протезом. Или "Судьбу барабанщика" Гайдара.

Что касается "людей корчагинской судьбы" - премию Букера в этом году взяло "Белое на черном" Рубена Гальего, тридцать лет проведшего в советских специнтернатах для инвалидов. Это, как наши дети говорят, круто.

Но только опять-таки не в поголовном порядке.







  • Fiper.ru © 2005-2017. Все права защищены.